Четверг, 02.05.2024, 06:59
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя иностранных языков Варнавской Ирины Васильевны

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Приемы критического чтения

«Чтение само по себе лишь дает материал для знания, но именно процесс размышления дает нам возможность усвоить эти знания»

Джон Лок

Мы живем в век стремительного технического прогресса и глобализации мира. Современный человек должен уметь решать сложные вопросы межкультурного и межнационального взаимодействия, логически мыслить, анализировать, быстро принимать решения не только в своей профессиональной сфере, но и в любой жизненной ситуации. Только на основе непрерывного образования, поддержания определенного уровня знаний можно достичь достойного качества жизни в современном мире.

  • естественно, что требования государства и общества к современному выпускнику изменились. Были введены стандарты нового поколения. В соответствии с требованиями ФГОС к образовательным результатам оценки деятельности обучающегося и учителя относятся не только предметные и личностные результаты, но и метапредметные.

В переводе с греческого языка «мета» означает «за», «через», «над». Таким образом понятие «метапредметность» означает то, что «за» предметом, «над» предметом. Мы, педагоги, понимаем это как объем знаний, который формируется у учащихся не только в рамках одного предмета, урока, а в процессе всего обучения и воспитания в школе. Наши дети должны «научиться учиться» и применять полученные знания не только для решения учебных задач, но и в любых, самых разнообразных ситуациях повседневной жизни.

Мы, учителя, должны организовать деятельность на уроке так, чтобы решить серьезную проблему самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД), которые подробно прописаны в «Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» (Стандарты второго поколения) и в «Примерных программах по учебным предметам».

Я глубоко убеждена, что предмет «английский язык» замечательно подходит для решения поставленных перед нами задач, потому что он сам по себе уже «метапредметен».

На уроках мы затрагиваем темы, изучаем лексику и факты, относящиеся к самым разнообразным жизненным сферам, касаемся тем разных предметов: русского языка, литературы математики, геометрии, истории, географии и других предметов, читаем отрывки из художественной литературы, знакомимся с культурой разных стран, обсуждаем традиции и обычаи, тем самым расширяя кругозор детей, рассматриваем практические ситуации из школьной, личной и семейной жизни, анализируем разнообразные утверждения, даем оценку поступкам и словам, учим формировать, аргументировать и отстаивать свое мнение по отдельным вопросам.

В этой статье мне бы хотелось поделиться личным опытом, на мой взгляд, удачного применения передовых педагогических технологий, способствующих добиться достижения метапредметных результатов.

Для того чтобы мотивировать учащихся к изучению английского языка я используют проблемный метод обучения, который ненавязчиво мотивирует учащихся работать на уроке активно и творчески, то есть стараюсь создать такие условия на уроках и внеклассных занятиях, которые побуждают учащихся самостоятельно искать, анализировать, сопоставлять и обобщать необходимую информацию на иностранном языке. А с помощью технологии критического мышления учащиеся учатся не запоминать информацию, а анализировать прочитанное, выбрать полезное для себя.

Я попытаюсь описать опыт использования приемов критического чтения, которые оказались наиболее удачными на моих уроках:

- синквейны;

- дидактический прием «Фишбоун»;

- чтение с остановками с использованием приема «тонких» и «толстых» вопросов.

Основная задача изучения иностранного языка – это знание слов и выражений. И такая форма работы, как «синквейн» замечательно подходит как для отработки лексики, так и для контроля усвоения изученных лексических единиц. На этапе отработки слов по теме я разрешаю пользоваться учебниками и словарями, что тоже немаловажно: дети учаться работать с книгами и информацией. К тому же им приходится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. На этапе контроля дети составляют синквейны без словарей и книг, используя лексику по изученной теме. Вот некоторые примеры:

 

 

11 класс, тема «Прогресс и развитие»

smartphone

digital, cutting – edge

communicate, buy, search for

drives the rhythm of daily life

gadget

 

8 класс, тема «Средства массовой информации»

newspaper

national, popular

contain, publish, read

writes about current situation

tabloid

 

С удовольствием использую на уроках дидактический приём «Фишбоун». В переводе с английского - «рыбья кость», «рыбий скелет» – упрощённое название метода японского учёного Каору Исикавы. Эта графическая техника представления информации позволяет образно продемонстрировать ход анализа какого-либо явления через выделение проблемы, выяснение её причин и подтверждающих фактов и формулировку вывода по вопросу.

«Рыбий скелет» состоит из 4 блоков информации:

  • головы, в которой обозначается вопрос или проблема;
  • косточек вверху (или справа), где фиксируются причины и основные понятия того или иного явления, проблемы;
  • косточек внизу (слева), подтверждающих наличие тех или иных причин;
  • хвоста, содержащего выводы и обобщения по вопросу.

Практически все тексты и проблемные вопросы детям удобно и интересно «вписывать в рыбий скелет». Ниже показаны примеры работы по данному методу по теме «Конфликты», 9 класс.

 

 

В процессе заполнения «рыбьего скелета» учащиеся:

  • учатся работать в группе или парах;
  • визуализируют причинно-следственные связи;
  • развивают способность критически мыслить;
  • обучаются давать оценку явлениям действительности.

К тому же заполненный фразами и выражениями «рыбий скелет» - это подробная схема-план логического устного высказывания по теме.

Приемом «тонкие» и «толстые» вопросы я пользуюсь давно. Чаще всего я использую этот прием на стадии осмысления, при чтении текстов. Я разбиваю текст на небольшие смысловые части. После прочтения каждой предлагаю детям задать вопросы, обычно, «тонкие», так как они помогают проверить понимание прочитанного и осмыслить новую информацию. На стадии рефлексии даю задание составить еще 2-3 «толстых» вопроса, поработать с вопросами в парах, выбрать наиболее интересные, которые можно задать всему классу.

“Thin” questions

“Thick” questions

Who …?

What … ?

When … ?

Where … ?

Was it … ?

What was the name …?

Are you agree that … ? etc.

Why … ?

Explain why … ?

Why do you think that … ?

Was his/her choice right or wrong to your mind?

What is the most important idea of the story?

What is the difference between … ?

If you were … would you … ? etc.

 

 

Вышеперечисленные приемы можно использовать на разных этапах урока, каждая из которых имеет свои цели и задачи. На начальном этапе я применяю приемы, направленные на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

В заключение я хочу отметить, что широкое применение приемов критического чтения дает следующие результаты:

- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;

- умение критически мыслить;

- умение работать в сотрудничестве с другими;

- повышение качества образования учеников;

- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: merzavec641994 (05.01.2020)
Просмотров: 133 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
uCoz