«Чтение само по себе лишь дает материал для знания, но именно процесс размышления дает нам возможность усвоить эти знания»
Джон Лок
Мы живем в век стремительного технического прогресса и глобализации мира. Современный человек должен уметь решать сложные вопросы межкультурного и межнационального взаимодействия, логически мыслить, анализировать, быстро принимать решения не только в своей профессиональной сфере, но и в любой жизненной ситуации. Только на основе непрерывного образования, поддержания определенного уровня знаний можно достичь достойного качества жизни в современном мире.
- естественно, что требования государства и общества к современному выпускнику изменились. Были введены стандарты нового поколения. В соответствии с требованиями ФГОС к образовательным результатам оценки деятельности обучающегося и учителя относятся не только предметные и личностные результаты, но и метапредметные.
В переводе с греческого языка «мета» означает «за», «через», «над». Таким образом понятие «метапредметность» означает то, что «за» предметом, «над» предметом. Мы, педагоги, понимаем это как объем знаний, который формируется у учащихся не только в рамках одного предмета, урока, а в процессе всего обучения и воспитания в школе. Наши дети должны «научиться учиться» и применять полученные знания не только для решения учебных задач, но и в любых, самых разнообразных ситуациях повседневной жизни.
Мы, учителя, должны организовать деятельность на уроке так, чтобы решить серьезную проблему самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД), которые подробно прописаны в «Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» (Стандарты второго поколения) и в «Примерных программах по учебным предметам».
Я глубоко убеждена, что предмет «английский язык» замечательно подходит для решения поставленных перед нами задач, потому что он сам по себе уже «метапредметен».
На уроках мы затрагиваем темы, изучаем лексику и факты, относящиеся к самым разнообразным жизненным сферам, касаемся тем разных предметов: русского языка, литературы математики, геометрии, истории, географии и других предметов, читаем отрывки из художественной литературы, знакомимся с культурой разных стран, обсуждаем традиции и обычаи, тем самым расширяя кругозор детей, рассматриваем практические ситуации из школьной, личной и семейной жизни, анализируем разнообразные утверждения, даем оценку поступкам и словам, учим формировать, аргументировать и отстаивать свое мнение по отдельным вопросам.
В этой статье мне бы хотелось поделиться личным опытом, на мой взгляд, удачного применения передовых педагогических технологий, способствующих добиться достижения метапредметных результатов.
Для того чтобы мотивировать учащихся к изучению английского языка я используют проблемный метод обучения, который ненавязчиво мотивирует учащихся работать на уроке активно и творчески, то есть стараюсь создать такие условия на уроках и внеклассных занятиях, которые побуждают учащихся самостоятельно искать, анализировать, сопоставлять и обобщать необходимую информацию на иностранном языке. А с помощью технологии критического мышления учащиеся учатся не запоминать информацию, а анализировать прочитанное, выбрать полезное для себя.
Я попытаюсь описать опыт использования приемов критического чтения, которые оказались наиболее удачными на моих уроках:
- синквейны;
- дидактический прием «Фишбоун»;
- чтение с остановками с использованием приема «тонких» и «толстых» вопросов.
Основная задача изучения иностранного языка – это знание слов и выражений. И такая форма работы, как «синквейн» замечательно подходит как для отработки лексики, так и для контроля усвоения изученных лексических единиц. На этапе отработки слов по теме я разрешаю пользоваться учебниками и словарями, что тоже немаловажно: дети учаться работать с книгами и информацией. К тому же им приходится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. На этапе контроля дети составляют синквейны без словарей и книг, используя лексику по изученной теме. Вот некоторые примеры:
11 класс, тема «Прогресс и развитие»
smartphone
digital, cutting – edge
communicate, buy, search for
drives the rhythm of daily life
gadget
|
8 класс, тема «Средства массовой информации»
newspaper
national, popular
contain, publish, read
writes about current situation
tabloid
|
С удовольствием использую на уроках дидактический приём «Фишбоун». В переводе с английского - «рыбья кость», «рыбий скелет» – упрощённое название метода японского учёного Каору Исикавы. Эта графическая техника представления информации позволяет образно продемонстрировать ход анализа какого-либо явления через выделение проблемы, выяснение её причин и подтверждающих фактов и формулировку вывода по вопросу.
«Рыбий скелет» состоит из 4 блоков информации:
- головы, в которой обозначается вопрос или проблема;
- косточек вверху (или справа), где фиксируются причины и основные понятия того или иного явления, проблемы;
- косточек внизу (слева), подтверждающих наличие тех или иных причин;
- хвоста, содержащего выводы и обобщения по вопросу.
Практически все тексты и проблемные вопросы детям удобно и интересно «вписывать в рыбий скелет». Ниже показаны примеры работы по данному методу по теме «Конфликты», 9 класс.
В процессе заполнения «рыбьего скелета» учащиеся:
- учатся работать в группе или парах;
- визуализируют причинно-следственные связи;
- развивают способность критически мыслить;
- обучаются давать оценку явлениям действительности.
К тому же заполненный фразами и выражениями «рыбий скелет» - это подробная схема-план логического устного высказывания по теме.
Приемом «тонкие» и «толстые» вопросы я пользуюсь давно. Чаще всего я использую этот прием на стадии осмысления, при чтении текстов. Я разбиваю текст на небольшие смысловые части. После прочтения каждой предлагаю детям задать вопросы, обычно, «тонкие», так как они помогают проверить понимание прочитанного и осмыслить новую информацию. На стадии рефлексии даю задание составить еще 2-3 «толстых» вопроса, поработать с вопросами в парах, выбрать наиболее интересные, которые можно задать всему классу.
“Thin” questions
|
“Thick” questions
|
Who …?
What … ?
When … ?
Where … ?
Was it … ?
What was the name …?
Are you agree that … ? etc.
|
Why … ?
Explain why … ?
Why do you think that … ?
Was his/her choice right or wrong to your mind?
What is the most important idea of the story?
What is the difference between … ?
If you were … would you … ? etc.
|
Вышеперечисленные приемы можно использовать на разных этапах урока, каждая из которых имеет свои цели и задачи. На начальном этапе я применяю приемы, направленные на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.
В заключение я хочу отметить, что широкое применение приемов критического чтения дает следующие результаты:
- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
- умение критически мыслить;
- умение работать в сотрудничестве с другими;
- повышение качества образования учеников;
- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.
|